folkmart.ua - интернет-магазин украинских сувениров. Сеть магазинов украинских сувениров. Большой выбор вышиванок, изделий с петриковской росписью, глиняной посуды, полотенец и других сувениров. Украинские сувениры и подарки folkmart.ua
улица Старосельская, 1Е 02125 Киев RU
Monday-Friday 9am-6pm 0-800-333-177 044-334-31-77
Рейтинг: 4.8 / 5 Отзывов: 266
UA
RU
00

Украинская роспись и его символика

Украинская роспись – это не только техника декорирования, но и живая часть национальной идентичности, сотканная из тысяч лет истории и культурных традиций. Колоритные узоры, например, популярные петриковский роспись, которые украшают украинские изделия ручного труда, несут в себе глубокий смысл и символику, отражающую богатство и разнообразие украинского культуры.

В этой статье мы путешествуем по миру украинской росписи, раскрывая ее тайны и углубляя понимание важности этого искусства. Украинская роспись – это не просто средство украшения, но и язык, на котором выражается национальная душа и наследие.

История и возникновение росписи в Украине

Украинская роспись – это культурное сокровище, прошедшее долгий путь развития, начиная с глубокой древности и приспосабливаясь к изменениям в культурной среде. Его история – это увлекательный путь развития искусства, связанного с национальным самосознанием и верой украинского народа.

Первые упоминания о росписи в Украине принадлежат временам Киевской Руси. В частности, это касается фресок Киевской Софии, где киевские мастера уже в XI веке олицетворяли на стенах церкви утонченные узоры и религиозные сюжеты.

С развитием национальной культуры и формированием этнических особенностей, роспись оказалась в центре внимания народных мастеров. В селах и городах Украины начали возникать мастерские, где роспись производилась на разных бытовых и религиозных предметах.

На протяжении веков роспись развивалась в разных регионах Украины, приобретая уникальные особенности. Мастера разных регионов передавали свою уникальную традицию следующим поколениям.

Традиции настенной росписи

Расписывание стен – традиция, которая своими корнями уходит в глубокую древность, но именно точное определение ее истоков остается тайной времени. Хотя существуют легендарные рассказы о домах, покрытых фресками, и археологические раскопки в зданиях киевского региона IX-XII веков, где обнаруживаются остатки фресок – все это оставляет туманным вопрос о том, когда именно зародилась эта традиция.

В период 19-го - начала 20-го веков искусство росписи стен стало незаурядным плодом культуры Украины, о чем говорят исследования культурной жизни разных уголков страны. Оно отражается в литературе, описывающей крестьянский быт того времени, что подтверждает его широкое распространение в украинском обществе.

Существует гипотеза, что стеновая роспись возникла и развивалась как воплощение представления украинцев об окружающем мире, которое они выражали через магические символы и аграрно-бытовые знаки. Постепенно сакральная нагрузка постепенно отходила от изображений, позволяя орнаментальной и декоративной живописи развиваться на том же поле, но с новым, более изысканным наполнением. В XIX веке стеновая роспись уже теряет свое первоначальное культовое и обрядовое предназначение, превращаясь в исключительно орнаментальное украшение пространства.

Роспись стен появилась значительно позже других видов декоративно-прикладного искусства, таких как изготовление писанок, вышивка, изготовление изразцов, ковров и тканей. Поэтому он впитывает в себя традиции и элементы, присущие этим видам искусства, и взаимодействует с ними через свою уникальную интерпретацию. Стеновая роспись иногда выступала как альтернатива привычным методам украшения сельских домов, а иногда взаимодействовала с ними, придавая архитектурным формам и конструкциям определенную выразительность и красоту.

Техника выполнения настенной росписи

Никакого эскиза для будущего произведения не существовало; роспись не распределялась на части и не имела четкого плана подготовки. Его выполняли сразу или только обновляли рисунок, который был перед этим. Этот процесс проходил дважды в год и всегда связывался с весенними и осенними праздниками.

Краски для настенной росписи

Краски для росписи обычно имели природное происхождение. Это могли быть ягоды бузины, сажа, сок лебеды, отвар луковой шелухи, вишневый сок или шелковичный, лепестки подсолнечника, или анилиновые краски, разнообразные глины. Иногда сок растений смешивали с белой глиной или углем, перед которым растолкали, сажей или использовали красную глину. Выполняя такие манипуляции, мастера могли получить разнообразные цвета и оттенки, а также имели возможность их комбинировать для создания новых. Поэтому редко можно было встретить роспись, которая использовала всего две-три краски.

При приготовлении красок добавляли вязкий компонент, такой как яичный желток или молоко, для обеспечения долговечности и стойкости цвета. Такая краска оказывалась более стойкой и не меняла своего оттенка, оставаясь устойчивой к воздействию времени.

Кисти для настенной росписи изготовляли из шерсти кошек, а щетки использовали разные, иногда даже обычные тряпки, в зависимости от потребности. Для точного изображения геометрических фигур и линий использовали посуду и шнурки.

Традиционные украинские орнаменты

Начинался магический процесс с росписи печи и камина, а затем украшали стены, простираясь вокруг окон и обходя уголки помещения. На поверхности печи рисовали схематично изложенные изящные изображения птиц – павлинов, грифонов, фазанов.

На стенах дома также появлялась символика «животного дерева» с символическим вазоном – кувшином, выступавшим основой для роста растений, и птицами. Нередко на стенах размещались и брачные символы, такие как виноград и райские птицы, воспринимавшиеся как воплощение плодовитости и счастливого союза.

В традиционной украинской росписи воплощалось глубокое фольклорно-образное восприятие мира вокруг, отраженного в определенных знаках и символах. Эти произведения привносили космическое понимание мира, тесно взаимодействовали с природными силами, питали конструкцию объекта, устроенного в мире и земле, и наполняли ее энергией.

На начальном этапе элементы росписи похожи на орнаменты в вышивке, резьбе, ковроткачестве и других видах искусства. Однако со временем роспись развивается в самостоятельный вид творчества, приобретает собственные мотивы и черты, формируя свою уникальную систему.

Образы, возникающие на стенах украинских домов, отличаются глубоко укорененной земельно-космологической основой, в которой отражается взаимосвязь человеческой жизни и природы. Сам процесс выполнения новых рисунков или обновления старых также связан с данной концепцией. Это происходит перед наступлением праздника Пасхи, который, имея свои корни в старинных верованиях, стал символом воскресения, оживления природы, жизни, расцвета и энергии.

Самые популярные темы узоров

Совершая путешествие по миру народной росписи, становится очевидным, что ключевым и распространенным элементом является дерево жизни, известное как «вазон». Это может быть отдельной композицией или стать бесконечным орнаментом в росписи. Этот узор широко распространен в народном искусстве, отражаясь в вышивании, коврах, посуде, вырезках, сундуках и многих других произведениях.

Виноградные листья и грозди, которые взрываются на «вазоне», формируя «волшебное дерево», являются знаками процветания семьи, иногда ассоциируются с молодой парой. Проходя через разные этапы истории и социальной жизни, искусство росписи начало терять свою глубину и стало проявлять проявления роскошного творческого воображения.

Петриковский стиль росписи

Новые формы росписи возникали с другими стилями и материалами. Источником таких форм является село Петриковка в Днепропетровской области. Первоначально это было использование определенных деталей росписи стен, расположенных в отдельных частях жилья. Однако с течением времени это отделилось и превратилось в самостоятельный вид творчества. Петриковская роспись взаимодействовала с традициями расписывания писанок. Центральный образ в петриковских композициях отличался, создавая впечатление, будто рисунок взрывается на наружной поверхности, что усиливает восприятие изображения как округлой формы – аналогии яйца.

Писанка, или роспись на бумаге, свидетельствуют о возникновении жизни, ее расцвете, циклическом ходе развития и обращении круга жизни. Расписывание писанок или создание узоров на холсте, аналогично росписи стен, высоко ценит и отмечает жизнь во всех его проявлениях. Букеты, вазоны, кусты – все это символизирует дерево жизни.

Петриковская роспись имеет свои свойства: например, центральный элемент, такой как цветок, плод или ягода, располагается так, чтобы ракурс и вид были наиболее выгодными, с разнообразными деталями и нюансами, выделенными отдельно . Изображение цветка часто направлено головкой к зрителю, может быть частично нарисовано в профиль, наклонено к переднему краю, или в полном профиле. Характерными чертами петриковской росписи также листья, открывающиеся к человеку, точное и четкое очертание контура, разнообразие черт и линий, которые делают каждый мазок видимым отдельно от соседних. Краски используются густой консистенции, каждый мазок отчетливо выделяется, отделяясь отдельно. В орнаменте все выражается через линию, форму и цвет. Элементы не накладываются друг на друга, существуют обособленно и не препятствуют друг другу; листок не спрятан за цветком или стеблем и так далее. Это воспроизводит особенности национального быта, где нет места лишним деталям, чрезмерному накоплению вещей и так далее.

Традиции национальной росписи и рисунка постоянно эволюционируют и по сей день. Художницы из села Петриковка вызывают восхищение своим искусством по всему миру благодаря изысканным росписям и удачно скомпонованным композициям. Концепция "наивной живописи" получила признание на глобальном уровне благодаря выдающимся личностям, таким как Мария Приймаченко и другие одаренные народные художницы.